Как проводилось исследование?
С самого начала данные собирали только в студенческой среде, и, конечно, эффективность списков дел, варьировалась в зависимости от контекста и жизненных обстоятельств. Тем не менее, я думаю, что вы найдете результаты интересными и заставляющими задуматься. Конечно, да, особенно в том, что касается личности и того, что списки дел могут означать с точки зрения личности. Но это немного опережает нашу историю.
Шамарух собрал данные от 300 студентов-старшекурсников. Она использовала онлайн-анкеты для самоотчета, которые включали опрос о том, почему, когда и как эти участники создавали списки дел, связанные с их целями. Она также исследовала различные атрибуты их списков дел (например, структурированные, организованные, подробные), насколько они склонны откладывать дела на потом, и аспекты их личности.
Более половины участников (184) создавали формальные письменные списки дел, в то время как часть участников (51) создавали случайные списки дел – писали на салфетке в момент озарения или на клочке бумаги. И 65 участников сообщили, что они сделали мысленный список дел.
Результаты исследования
Первый интересный результат состоял в том, что, хотя люди, которые чаще составляют списки дел, склонны меньше откладывать. Те, кто создал формальные списки дел (184 чел.), откладывали меньше, чем любая другая группа, и были более добросовестными, чем те участники, которые использовали случайные или мысленные списки дел.
Во-вторых, люди, которые сообщили, что действительно используют свои списки дел для работы, прокрастинировали меньше. И, как своего рода следствие этого вывода, чем более структурированные, организованные и подробные списки дел составлялись, чем больше списков дел было создано, тем эффективнее была работа студентов. Они проявили себя как более добросовестные и ответственные люди, которые меньше испытывали прокрастинацию.
Добросовестность – одна из пяти основных “супер-черт” личности. С личностной точки зрения это противоположность прокрастинации, поскольку люди, которых называют добросовестными, считаются самодисциплинированными, послушными, организованными и не импульсивными. Это действительно ресурс устойчивости, когда дело доходит до саморегуляции.
Самое интересное в результатах Шамаруха – это то, как добросовестность может помочь уменьшить прокрастинацию. Списки дел вполне могут быть личностным механизмом успешного достижения цели. Конечно, если кто-то использует структурированный и подробный список дел, вероятнее всего, этот человек высоко ценит время других и более добросовестно относится к выполнению работы.
На самом деле психологи личностного роста могут рассматривать списки дел как “поведенческий признак” добросовестности, подобно тому как опрятная комната или постоянное стремление к достижениям могут указывать на ту же черту характера.
Другие результаты этого исследования подтверждают эту точку зрения. Шамарух обнаружила, что оценки добросовестности были связаны с другими чертами характера, такими как:
- Создание списков дел на регулярной основе;
- Использование списков дел последовательно и поэтапно;
- Наличие списков дел, которые были более продуманными, предполагали более организованную и структурированную работу с подробными деталями;
- Создание списка дел как первый этап планирования и проработки рабочего процесса.
Каждый из этих факторов указывает на то, что человек лучше справляется с прокрастинацией. Более высокая добросовестность связана с более низкой прокрастинацией, но эти результаты могут указывать на то, что одной из причин или механизмов этой связи является то, что более добросовестные люди используют списки дел более естественно и эффективно. Напротив, люди с низким уровнем этой черты будут чувствовать, что использование списка дел – это бессмысленная трата времени, детально сформулировать план действий им сложно из-за высокой степени неопределенности.
Наконец, с точки зрения обобщения хотя бы некоторых результатов, в данных были заметны интересные гендерные различия. Женщины создавали списки дел чаще, чем мужчины. Кроме того, атрибуты списков дел различались между мужчинами и женщинами: женщины создавали списки дел, которые были более структурированными, организованными и подробными, и создавали их более привычно. Учитывая, что мы не наблюдали гендерных различий в добросовестности, это, по-видимому, указывает на другие мотивы использования списка дел. Один из вариантов трактовки этого факта заключается в том, что женщины набрали больше баллов по признакам наличия невроза и это может быть “беспокойство”, которое приводит к большему вниманию к спискам дел.
Важно отметить, что вся история исследования не захватывается личностью. Однако даже некоторые результаты показывают важность отношения так же, как и характера. Например, было обнаружено, что при рассмотрении общих списков дел (т. е. списков, включающих личные, академические, рабочие записи и т. д.) студенты больше обращали внимание на поставленные задачи, стремились быстрее их выполнить и меньше откладывали дела на потом. Хотя более добросовестные люди все еще могут иметь преимущество с точки зрения этих атрибутов, мы все можем работать над повышением силы нашей приверженности цели, ценности задачи, ожидания успеха и намерения выполнить задачи. Личность – это не судьба.
Могут ли списки дел победить прокрастинация? Вывод
Каков вывод из этого исследования? Списки дел эффективны, если вы их используете, но их использование, по-видимому, в первую очередь связано с тем, насколько вам нравится быть организованным и структурированным.
Для тех из нас, кто борется с прокрастинацией, возможно, пришло время принять новую стратегию, которая кажется не соответствующей характеру. Создание списков дел вполне может стать новой привычкой, которая поможет лучше продумать детали работы и составить такой список,который будет помогать, а не угнетать. При правильном составлении детального списка дел можно внести в него все нюансы, разбить сложную задачу на мелкие, выстроить эффективную последовательность. Только при тщательном анализе ситуации и всех рабочих моментов можно составить список дел и преодолеть страх, плохое настроение и усталость от отсутствия результата.