Что такое когнитивное развитие в психологии?
Когнитивное развитие – это то, как люди приобретают, организуют и учатся использовать знания (Gauvain & Richert, 2016). В психологии когнитивное развитие часто фокусировалось только на детстве. Тем не менее, когнитивное развитие продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Оно включает в себя овладение языком и знаниями, мышление, память, принятие решений, решение проблем и исследование (Фон Экардт, 1996). Большая часть исследований в области когнитивного развития у детей сосредоточена на мышлении, развитии знаний, исследовании и решении проблем (Carpendale & Lewis, 2015).
Дебаты о природе против воспитания
Дебаты о природе и воспитании касаются того, сколько человек наследует по сравнению с тем, насколько на него влияет окружающая среда. Как природа и воспитание формируют когнитивное развитие? Американский психолог Артур Дженсен (1969, 1974) подчеркивал роль генетики в интеллекте, аргументируя генетические различия в интеллекте белых и чернокожих людей. Дженсен (1969) сделал несколько очень смелых утверждений, заявив, что чернокожие люди обладают более низкими когнитивными способностями. Его исследование подверглось резкой критике за дискриминационный характер. Он не учитывал встроенную предвзятость психометрического тестирования (Ford, 1996). Более низкие результаты тестов чернокожих людей, скорее всего, были результатом нехватки ресурсов и некачественных возможностей для жизни (Ford, 2004).
В огромной перекрестной выборке из 11 000 близнецов-подростков Брант и др. (2013) обнаружили, что на людей с более высоким коэффициентом интеллекта (IQ), по-видимому, больше влияли воспитание и стимуляция. Исследователи предположили, что это может быть связано с их повышенным вниманием и системой возбуждения, поглощающей больше информации из окружающей среды, более открытой для нового опыта и позволяющей пластичности мозга и изменениям происходить. Они также обнаружили, что подростки с более низким IQ показали большее генетическое влияние на их IQ от своих родителей.
Исследователи предположили, что их более низкий уровень интеллекта может привести к снижению уровня мотивации и неспособности искать новый опыт. Это исследование подчеркивает необходимость поддержки людей с более низким уровнем IQ позитивными вмешательствами для повышения их когнитивных способностей и способностей.
3 теории когнитивного развития
Существует несколько теорий когнитивного развития, некоторые из них более известны, чем другие. Все они пытаются объяснить, как происходит когнитивное развитие.
Теория когнитивного развития Пиаже
Теория когнитивного развития Пиаже Жан Пиаже (1936) известна своей теорией познания, которая рассматривает четыре конкретные стадии развития. Сенсомоторная стадия (0-2 года) – это когда младенцы строят понимание мира с помощью своих чувств и движений (прикосновения, ощущения, слушание и наблюдение). Это когда дети развивают постоянство объекта. Предоперационная стадия (2-7 лет) – это когда возникают язык и абстрактное мышление. Это этап символической игры.
Когда ребенку исполняется 7 лет, он вступает в конкретно-операциональную стадию Пиаже, которая длится до 11 лет. Это когда в действие вступает логическая и конкретная мысль. В возрасте от 11 лет дети изучают логические и абстрактные правила и решают проблемы. Пиаже описал это как формальную операционную стадию.
Теория Выготского
Лев Выготский описал альтернативную теорию. Он считал, что когнитивное развитие детей возникает в результате их физического взаимодействия с миром (Выготский, 1932). Теория Выготского основана на предпосылке, что поддержка взрослых и сверстников способствует развитию высших психологических функций. Его теория известна как социокультурная теория (Ясницкий, 2018). Выготский считал, что первоначальные социальные взаимодействия ребенка способствуют развитию, и по мере того, как ребенок усваивает обучение, это переводит его познание на индивидуальный уровень. Выготский (1932) считал детей похожими на учеников, которые учатся у более опытных, которые понимают их потребности.
В теории Выготского есть две основные темы. Зона ближайшего развития описывается как расстояние между фактическим уровнем развития и уровнем потенциала. Это определяется самостоятельным решением проблем, когда дети сотрудничают с более способными сверстниками или под руководством взрослого (Выготский, 1931). Это может объяснить, почему некоторые дети лучше справляются в присутствии других людей, обладающих большими знаниями и навыками, но хуже справляются сами по себе. Эти навыки, проявляющиеся в социальном контексте, но не в изолированной обстановке, находятся в зоне ближайшего развития. Это показывает, как более знающий человек может оказать поддержку когнитивному развитию ребенка (Выготский, 1932).
Мышление и речь считаются важными. Выготский описал взаимосвязь между развитием языка и процессом мышления. Его теория объясняет, как дети младшего возраста используют речь, чтобы думать вслух. Постепенно они развивают тихую внутреннюю речь, как только развиваются ментальные концепции и когнитивное осознание (Выготский, 1931).
Теория экологических систем
Другая, более современная теория, в некотором смысле похожая на теорию Выготского, принадлежит американскому психологу Ури Бронфенбреннеру (1974). Он предположил, что окружение ребенка в рамках структуры структуры оказывает различное влияние на ребенка (Бронфенбреннер, 1974).
Пять структур Бронфенбреннера – это микросистема, мезосистема, экосистема, макросистема и хроносистема. Они касаются окружающей среды, семьи, школы, ценностей, обычаев и культур. Они взаимосвязаны, причем каждая система влияет на другие, оказывая влияние на развитие ребенка (Бронфенбреннер, 1977).
Бронфенбреннер (1974) рассматривал микросистему как наиболее влиятельную. Эта система включает развивающегося ребенка, семью и образовательную среду и больше всего влияет на когнитивное развитие ребенка.
Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это переходный период между поздним детством и началом взрослой жизни. Основываясь на теории когнитивного роста Инхелдера и Пиаже (1958), подростковый возраст – это когда дети становятся застенчивыми и обеспокоенными мнением других людей в период полового созревания (Steinberg, 2005).).
Психосоциальный контекст подростков значительно отличается от детей и взрослых. В подростковом возрасте мозг проходит через драматический процесс ремоделирования. Нейронная пластичность способствует развитию социальных когнитивных навыков (Хаттенлохер, 1979). Структурное развитие областей коры головного мозга может существенно влиять на когнитивное функционирование в подростковом возрасте (Хаттенлохер, Де Куртен, Гарей и Ван дер Лоос, 1983).
Распознавание выражений лица и эмоций является одной из областей социального познания, которая была исследована в подростковом возрасте (Herba & Phillips, 2004). Было обнаружено, что миндалина, часть мозга, связанная с обработкой эмоций, значительно активируется в ответ на испуганные выражения лица в исследовании подростков (Baird et al., 1999). Это подчеркивает, что развитие эмоционального познания является заметным в этой возрастной группе.
Важное сообщение
Первые несколько лет жизни ребенка демонстрируют быстрые изменения в развитии мозга. Это часть когнитивного развития ребенка. Существует ряд различных теорий о том, как и когда это происходит. Они не высечены на камне, а являются руководством по когнитивному развитию детей.
Если дети не достигают своих вех примерно в то время, когда они должны, дополнительная поддержка может помочь изменить ситуацию. Даже дети с фетальным алкогольным синдромом могут добиться значительного улучшения когнитивных способностей при специализированной поддержке.
Помните, когнитивное развитие не заканчивается в детстве, как впервые предположил Пиаже. Это продолжается в подростковом возрасте и после него. Изменения в когнитивном развитии происходят на протяжении большей части жизни по мере развития мозга.